«Негативный Дозор» — древний механизм психики, унаследованный от предков, для которых мир был полон угроз. Это был атавизм, психический рудимент, вроде копчика, но причинявший реальную боль. Мозг, настроенный на выживание в саванне, в нашу эпоху изобилия работал как заклинившая сигнализация, бесконечно крича о пожарах, которых нет. Он заставлял нас видеть в каждой возможности — угрозу, в каждой неудаче — катастрофу, а в будущем — лишь цепь возможных провалов. Это был «каменный мозг» в мире кремниевых чипов, и его постоянный гул отравлял цивилизацию, как тихая, но вечная мигрень. Негативизм относительно будущего склонял развитие событий к катастрофе, подобно самоисполняющемуся пророчеству.
Когда я спрашиваю людей, считают ли они, что мысли влияют на реальность, они соглашаются и говорят, что это очевидно, ведь всё вокруг нас -это чьи-то реализованные мысли. Но мой следующий вопрос: «Тогда зачем ты мыслишь о будущем негативно?», — вгоняет человека в ступор и ставит его лицом к лицу перед собственным атавизмом — Негативным Дозором. Такая ситуация очень хороша и продуктивна: увидел проблему, значит сможешь её решить! Надо задавать людям такие вопросы чаще — и мы начнём менять мир к лучшему.
Отключение Негативного Дозора не было единым событием. Это был «Когнитивный Ренессанс», растянувшийся на десятилетия. Осознание ключевой проблемы мозга тяущейся из каменного века привело к появлению гаджетов-нейроинтерфейсов, которые не читали мысли, а мягко сигнализировали о начале «петли катастрофизации». Пульс, давление, уровень кортизола — явные признаки страха и негативной эмоции. Кроме того, произнесённые человеком слова переводились в текст и оценивались ИИ с точки зрения метапосыла. Люди впервые в реальном времени видели, как рождается их внутренний саботажник-вредитель.
И когда «Дозор» умолк, человечество испытало шок тишины. Исчез паралич инициативы, порождавший хроническую «предстартовую лихорадку». Инновации, которые годами пылились в умах из-за страха «а что, если не выйдет», хлынули лавиной. Исчезла «экономика оправданий». Личные отношения очистились от токсичной проекции собственных страхов на партнера. Здоровье целых наций улучшилось, ведь тело больше не травили постоянными дозами кортизола.
Мы наконец-то смогли отличать реальные риски от вымышленных чудовищ, порожденных «каменным мозгом». И это было похоже на пробуждение от кошмара, длявшегося тысячелетия. Мы отключили аварийную сирену и впервые услышали музыку мира.

Комментарии